Чаус Виктор

Чаус Виктор Николаевич

Рассматривая красочные полотна Виктора Чауса, невольно приходишь к выводу, что это художник, рожденный степной вольницей Украины, ее южным солнцем и щедрыми красками ее благодатной земли. В его живописи какая-то внутренняя сила, неуемная энергия и истинно казацкий размах, что, как кажется, имеет свою генезу в крови и темпераменте этого талантливого сына донецкой земли.

Виктор Чаус - художник солидной профессиональной подготовки и художественной культуры, которую получил сначала в Крымском художественном училище им. М.. Самокиша / 1960-е гг /, а затем в стенах Харьковского художественно-промышленного института / Харьковская Государственная Академия дизайна и искусств /, где учился на отделении монументально-декоративной росписи / 1966 -1971/. Здесь его учителями были такие известные художники и опытные педагоги как Е.Егоров, Б.Колесник, Б.Косарев.

Сегодня, имея позади большой, более сорокалетний путь непрерывного творческого труда, Виктор Чаус получил причитающееся ему общественное признание. Он - Заслуженный деятель искусств Украины, председатель секции живописи Харьковской организации национального союза художников Украины, профессор кафедры живописи в своей Alma mater и руководитель творческой мастерской портретной живописи. За период педагогической работы в Харьковской Академии дизайна он воспитал ряд талантливых учеников, которые позже стали известными, заслуженными художниками.

Живописные полотна В. Чауса с большим успехом экспонировались на многочисленных выставках в Украине и представляли современную отечественную живопись на зарубежных выставках - в Японии, Франции, Польше, США, Германии, Англии, Ирландии, Чехии и России.

На протяжении нескольких десятилетий творческой работы художник прошел значительный путь эволюции собственного живописного почерка: от довольно сдержанной палитры и тщательным пластическим моделированием форм в произведениях 1970-960рр.. и звонких по цвету пленэрно-импрессионистических решений 1990 - нач. 2000гг. до экспрессивно-колористических композиций последнего десятилетия, посвященных народно-этнографической тематике.

Особой изысканностью и богатством нежной палитры отличаются полотна художника последних лет.

Удивляет широкий диапазон художественных средств, которыми свободно владеет В.Чаус: с одинаковым мастерством он умеет передать цветовое богатство мира и полнокровную пластику реальных форм жизни, ввести в свои композиции элементы сюжетной повествовательности и одновременно - трактовать образ обобщенно, монументально.

Зрелые живописные полотна В. Чауса отмечаются своеобразной,

присущей только ему импрессионистической манерой письма, характеризующейся стремительным, динамичным, широким мазком кисти и положенными рядом цветными пятнами различного тонального и тепло-холодного напряжения.

Но в какой бы манере не работал В.Чаус, он всегда показывает

себя художником живописного темперамента, художником на редкость тонкого колористического чутья.

Он - настоящий симфонист цвета, полотна его звучат то мощными, возвышенными аккордами ярких, звонких красок, фанфарами золота, то снова отзываются деликатной мелодией нежных серебристо-голубых, светло-зеленых и сиренево-розовых оттенков. Художник дословно мыслит цветом, им он лепит формы, передает свето-оптические эффекты и обозначает объемно-пространственные соотношения в композициях. При этом краски на своих полотнах В.Чаус отчетливо гиперболизирует, превращая их в своеобразную метафору - гимн красоте, радости и победных сил жизни.

И здесь касаемся еще одного важного аспекта художественного мышления Виктора Чауса. Он - певец, прежде всего, земной, чувственной красоты мира, влюбленный в богатство ее реальных форм, в разноголосицу ее солнечных красок, звуков, тонов и полутонов.

Можно сказать, что радостное жизнеутверждающее мироощущение составляет доминанту образной поэтики этого художника.

В особой мере это касается серии композиций, в которых художник обращается к жизни украинского этноса, изображая сцены его ежедневного быта, мотивы труда на селе и праздничные дни. В этих произведениях Виктор Чаус по-своему продолжает и развивает классическую уже традицию украинской живописи конца 19 - начала 20 века, ярко представленную в произведениях на народную тематику в живописи таких выдающихся художников как Н. Пимоненко или Ф.Кричевский.

При этом художник дает нам в этих произведениях целую галерею острохарактерных портретных типов своих современников, подсмотренных глазом опытного художника-реалиста и вдумчивого портретиста.

Звонкие, жизнерадостные краски народных костюмов в такого рода композициях В.Чауса создают атмосферу праздничности и на подсознательном уровне воспринимаются как символ молодой энергии, радости жизни и неисчерпаемых душевных сил народа.

Вместе с тем эти мажорные в своей красочности национальные КОСТЮМЭ служат в произведениях В.Чауса своеобразным "дресс-кодом", которым он по-своему манифестирует личную принадлежность к культурным и художественным традициям своего края.

И еще одно: изображая даже незначительные, обыденные мотивы, а тем более праздничные сцены народной жизни, В. Чаус, как опытный художник-монументалист, всегда умеет придать им обобщенное, монументальное звучание. Тот или иной момент жизни, словно вырван из стремительного потока времени, приобретает в интерпретации художника какую-то монументальную значимость и звучит как эхо вечных законов бытия.

. В своем творчестве Виктор Чаус охватывает широкий круг тем и мотивов. Он любит жизнь, и все, что его окружает - природа и даже прозаические на первый взгляд мотивы ежедневного быта - все под его кистью неизменно превращается в красочную энергию жизни, согретую жаром его сердца и обозначенную активностью его авторской жизненной и творческой позиции.

В своей портретной живописи художник показывает себя зрелым мастером психологического портрета, художником, прекрасно владеющим всеми средствами реалистического изображения, трансформируя их в своем активном живописном видении.

С особым восхищением портретирует он людей своего ближайшего окружения - свою любимую жену Викторию, между прочим, тоже талантливую художницу / "Вита", 1983г., "Женский портрет", 1897г. /, Дочь / "Утренний свет", 1998г. / , радость материнства / Источник вдохновения "2006г. /.

В "Автопортрете" 1993 года художник изобразил себя в шляпе и красной, расстегнутой на груди рубашке, в окружении вертикального ритма абстрактных цветных мазков, которые ассоциируются со звуками органной музыки. Всей своей осанкой в этом портрете художник словно демонстрирует свой демократизм, независимость мышления и, прежде всего, свое единство с музыкой цвета.

Натюрморты В.Чауса - это настоящий гимн красоте, они просто сияют свежими, сочными красками, мерцают нежной мелодией оттенков, очаровывают деликатностью рисунка, совершенством пластических форм / "После завтрака", 1993г., "Цветы", 2000г. /.

Пейзажи В.Чауса - это блестящие живописно - колористические импрессии, в которых художник с любовью фиксирует красоту того или иного уголка Украины / "Вблизи Ямполя", 2005г., "Три тополя", 2009г. "" Палисадник ", 2009г. / или записывает свои впечатления из многочисленных зарубежных поездок / "Вологодский пейзаж", 1978г., "Улица Бродстейрса", 1994г., "Паруса", 2002г. /.

Тонкой поэзией жизни овеяны многочисленные жанровые композиции художника, в которых он изображает разные моменты интимной жизни женщины / "Солнечные зайчики", 2001г., "Девушка в розовом", 2001г., "За шитьем", 2003г., "Отражение", 2005г. /. Они как-бы наполнены ослепительным, искрящимся светом, исполненные изящной музыкой нежных, деликатно возвышенных цветов, из которых проглядывает тонкость авторского чувства, очарованного красотой момента.

Виктор Чаус является непревзойденным мастером жанровых композиций на тему детской жизни. Его полотна - "Воробьи" 1998г., "У зеркала", 1398р., "Неудача", 2009г. - поражают проницательным пониманием детской психологии, виртуозностью живописного исполнения.

Завершая этот краткий обзор художественного творчества Виктора Чауса, целесообразно привести, как итог, выражение В.Пономаревой:

"В полотнах Виктора Чауса объединились ценные черты художника-гражданина, которых любит свою родину и тонкого

живописца, постигающего красоту земли. Он не созерцает мир, а активно живет в нем. Поэтому любой будничный мотив он превращает в образ, где краски звучат в полную силу, а подвижный мазок передает динамику восприятия жизни. "

Л.Волошин

Львов, 20.04.2010