Гриневич Евгений. Куликова Наталья

ЕВГЕНИЙ ГРИНЕВИЧ И НАТАЛЬЯ КУЛИКОВА

ПРОМЗОНА

Выставка в галерее XXI века, Москва, 2014 год

ПРОМЗОНА

Промзона - это территория на окраине поселка Соловецкий. Она должна была стать инфраструктурой так и не состоявшегося глобального строительства на острове. Теперь здесь свалка из металлолома и мусора. Промзона стала энциклопедией быта, где каждая мелочь тесно связана с жизнью поселка. Поскольку остров изолирован от материка, вывоз мусора – дорогостоящее предприятие. Его никто не вывозил многие годы. Для художника подобные «культурные» наслоения – клад. Здесь можно найти всё, что угодно. Широкая палитра средств и материалов определила формат нашего проекта. Предметы, помещённые в кадр, превратились в визуальное высказывание. Мы старались следовать стихотворной структуре композиции. Таким образом, получился сборник зашифрованных текстов. Если всмотреться внимательнее, можно увидеть драматизм всей нашей жизни, какой бы прекрасной и светлой она ни была. Все, так или иначе, встречаются с жерновами времени, всё превращается в пыль.

ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ

Первое, что бросается в глаза - все предметы на свалке пребывают в хаосе. Никто никогда не систематизировал, и не выстраивал их по порядку. Любая вещь здесь обезличена и затеряна на дне беспросветного океана вещей. Всё, что мы сделали, это нашли нужные предметы и разложили их в определенной системе. Строгая расстановка предметов позволяет им выступать на равных. Многие десятилетия они молчали и, кажется, теперь заговорили .

СЛОВА ПРЕДМЕТЫ

Очередной этап работы над «Промзоной» продолжился дома. Фотографии превратились в рисунки, а зашифрованные тексты - в слова. Переосмысленные сюжеты послужили поводом для рождения книги. Эта серия является размышлением над первичными вопросами. Здесь затрагиваются темы жизни и смерти , а так же проводится невидимая отсекающая черта забвения. Всё превращается в ничто.

СВАЛКА

Если вначале мы пытались создавать некий порядок из хаоса, то в разделе «Свалка» - всё наоборот. В мире действуют созидательные и разрушительные силы. Сотворенное собственными руками равновесие вещей мы разрушили, и смешали в различных «вселенных». Если смотреть со стороны, отчетливо различимы отдельные предметы в массе. Но они уже лишены индивидуальности. Теперь это частицы большого целого, занимающие минимальное место. Мы снова видим перед собой всё те же Промзоны, всё тот же рукотворный хаос. Тут нет ни слов, ни рифмы, ни акцентов. Подобно песку, все частицы незримо утекают в небытие, подчиняясь заданному сценарию. И всё это происходит уже за пределами сознательного процесса рождений и сметрей. Всё движется в глобальном потоке. Слова, значения и смыслы, вещи, личности и формы - все влились в свою галактику.

СУХОЙ ПАЁК

Исследуя проявления техногенеза, художник переосмысливает словами, пластикой и цветом всё, что видит вокруг себя. В результате технического прогресса изменяются не только ландшафты, жилая среда, но и отношение к красоте, как таковой. Разрастаются геометрические объемы, вытягиваются линейные коммуникации. Вся наша жизненная среда всё больше напоминает электронную микросхему. Задача современного художника, на наш взгляд, состоит в том, чтобы участвовать в процессе неизбежного изменения окружающей среды. У нас для этого имеются свои инструменты. Обращаясь к таким архаичным изобретениям, как гвозди или болты, мы поэтизируем их. Эпоху простых вещей давно вытеснила эпоха вещей непостижимой сложности. Простая вещь понятна. Любой может забить гвоздь, но не все разбираются в электронике. Наш «Сухой паёк» - это вкусная шутка, которую нетрудно понять. Надо всего лишь обладать чувством юмора.

ЭКСПОЗИЦИЯ

Проект «Промзона» создавался несколько лет. Хотелось понять, можно ли из мусора сотворить красоту? Если да, то готовы ли мы её воспринимать? Первоначальная экспозиция формировалась из фотографий. Со временем появились графические листы и книги. Все рамы и стекла подбирались старые, на блошиных рынках или попросту на улице. Некоторые из них изготовлены из обычного плинтуса. Фото отпечатаны на домашнем принтере. Поэтому они все черно-белые и составлены из нескольких фрагментов. Да и размеры у всех картин разные. Объединяет их только одно - Промзона.

ОБ АВТОРАХ ПРОЕКТА

Художники живут и работают вместе с 2003 года в Москве, Санкт-Петербурге и Красногорске. За годы творческих поисков они осуществили множество совместных проектов. Свой семейный творческий союз называют «Планетянин». В 2006 году основали книжное издательство с таким же названием. На сегодняшний день выпущено более тридцати малотиражных книг ручной работы. Наталья Куликова (род. в 1973 г), художник – бутафор по образованию, работает в театре . Её призвание – работа с материалом и формой. Евгений (род. в 1967 г) – свободный художник. Рисует и пишет, в том числе авторские тексты. Оба питают страсть к собирательству, что, должно быть, когда-то давно и соединило их жизненные пути. Планетяне коллекционируют утюги, таблички, фонари, старую мебель, мелкую пластику, открытки, сундуки и многое другое. Поэтому «Призрак Промзоны» живёт у них и дома, и в студии, и в ящиках, и в картинах. Многие старые предметы переделаны, и живут как бы уже новую жизнь, служат и радуют глаз. Важную роль в совместном творчестве играют путешествия. Планетянин - значит исследователь. Каждая поездка становится поводом для очередного художественного воплощения. Ну, а за впечатлениями художники чаще всего едут в Индию, или на Соловки.